Людям в этой жизни на самом деле необходимы не богатство, не комфорт и не уважение, а игры, достойные того, чтобы в них играть. Кто не может найти никакой достойной игры, подвержен риску стать жертвой «акцидии».
«Акцидия» – это особый род безразличия, безволия. Отцы церкви определяли ее как смертный грех, сегодня она считается симптомом болезни. Акцидия это паралич воли, отсутствие аппетита к жизни, состояние общей скуки, полное отрезвление и разочарование – «Боже, о Боже, как тускл, как пошл, как ничтожен и бессмысленен весь этот мир!»
Такое состояние ума, как говорит Шац, есть подготовительная стадия к тому, что называется «умственным расстройством», и что, хотя и определенное Шацем лишь как возможная опасность, заполняет половину клиник для душевнобольных и делает множество людей обузой и бременем для самих себя и общества.
Ищите прежде всего достойную игру. Это совет пророка современному человеку. Если вы уже нашли ее, играйте в нее изо всех сил, играйте так, будто вся ваша жизнь и здоровье вашего ума зависят от этого. ( А они действительно зависят от этого).
Следуйте примеру французских экзистенциалистов и высоко держите знамя с лозунгом «Активная жизненная позиция». Пусть все бессмысленно и на всех путях расставлены щиты «Нет выхода», двигайтесь, как если бы ваши движения имели какую-то цель.
Если жизнь не может предложить никакой достойной игры, выдумайте ее себе сами. Ибо даже самому затуманенному уму должно быть ясно, что любая игра лучше чем никакой.
Какие игры предлагает жизнь? Исследования Стивена Поттера дают нам советы об искусстве играть. Мы можем ( и должны бы) прочесть «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна.
При склонности к математике можно познакомиться с работами Джона Ноймана или Норберта Винера, которые много размышляли над разработкой теории игр.
Из древних индуистских текстов мы узнаем о космических играх, чередовании «лила» и «нитья», танце Шивы, в котором первоначальное единство становится многообразием форм за счет попеременного вхождения в игру трех «гун».
В произведениях писателя и мистика Германа Гессе мы находим магический театр, где возможны все игры жизни, в том числе и «игра в бисер», в которой все элементы человеческой жизни сходятся в одно синтетическое единство.
авторизуйтесь